
В России впервые этот день отметили в 1992 году. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию.
2 ученик: У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада- знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия. Чем же они заслужили такую честь? Почему же два тысячелетия помнят о них народы?
1 ученик: Сегодня мы совершим путешествие в старину и я расскажу о Святой Руси, о далеких временах вам неведомых.
3 ученик
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом-
Слава им борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах,
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
4 ученик: Жили-были тогда добры молодцы и красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
5 ученик: А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И я вились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием.
6 ученик: А кто такие Кирилл и Мефодий? Как появилась азбука?
1 ученик: В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их).
И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку.
2 ученик: Как же они создали азбуку?
3 ученик: Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука — “дочка” греческого алфавита.
Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.
греческие.
Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называлась кириллицей в память о ее создателе. Было это в IX веке.
(Раздается колокольный звон.)
4 ученик:
По широкой Руси – нашей матушке –
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием –
Братьев славных, равноапостольных
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии,Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ! (ВМЕСТЕ)
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне - россияне,
Издревле, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ! (ВМЕСТЕ)
5 ученик: Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля.
6 ученик:
Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».
5 ученик: А теперь говорят сами буквы. Давайте с ними познакомимся.
1 БУКВА
Здравствуйте, дети!
Угадайте, какая я буква? Правильно, меня зовут «Аз». Назовите слова, которые начинаются с меня.
2 БУКВА
А меня зовут «Буки».
1 БУКВА
А теперь назовите нас по порядку. «Аз» и «Буки».
Получилось слово «АЗБУКА».
2 БУКВА В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.
2 ученик Ребята, вспомните пословицы о пользе учения.
Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
Идти в науку – терпеть муку.
Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.
Без муки нет и науки.
Ничего не мыслить – век киснуть.
1 ученик А вот еще одна буква:
3 БУКВА Здравствуйте, дети! Меня зовут «Веди». Я про все знаю и про все ведаю.
Отгадайте загадки:
Черные, кривые,
От рождения все немые,
Встанут в ряд –
Сразу все заговорят. (БУКВЫ)
Поймаю гуся,
Пущу его в воду,
Буду им водить,
Он будет говорить.(ПЕРО)
4 БУКВА
Добрый день! Меня зовут «Добро».
2 ученик Какое красивое и доброе имя у этой буквы! Доброта – лучшая черта человека.
4 БУКВА:
Добрым быть совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей.
5 ученик
А имя этой буквы совсем необычное.
Есть буквы шипящие,
Есть буквы свистящие,
И только одна из них –
Буква рычащая.
5 БУКВА: Здравствуйте! Я буква «Рцы».
Недаром я собой горжусь,
Ведь – я начало слова «Русь».
Русь талантами богата,
Русь талантами сильна.
Если будут петь ребята –
Значит, будет жить она.
ВСЕ Вместе поют песню «Россия»
4 ученик Всего 44 буквы-сестрицы смотрят на нас со старинного свитка. Именно они стали основой современной русской азбуки.
1 ученик Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота.
Комментариев нет:
Отправить комментарий